Главная страница
 

Вернуться к началу

Тофы живут на северных склонах
Восточного Саяна


Календарь

Карагасский календарь, как и календарь тюрков Южной Сибири, являлся фенологическим. В нем определялось время, связанное с конкретным занятием, а не отрезок времени, объединенный современным понятием месяца.

Календарь, составленный Н.Ф. Катановым:
Кюрюк-ай (сухая юрта) - январь;
Торбаш-ай (месяц чурбанов, т.е. заготовки дров) - февраль;
Ыттыр-ай (собачий месяц) - март;
Шамурь-ай (месяц зелени) - апрель;
Тозак-ай (месяц бересты) - май;
Кызар-ай (месяц сараны) - июнь;
Чойлар-ай (месяц кочевания летом) - июль;
Эптын-ай (месяц собирания орехов) - август;
Чарыш-ай (месяц гона) - сентябрь;
Алдылар-ай (месяц охоты на соболя) - октябрь;
Оргюлер-ай (месяц коротких дней) - ноябрь;
Сок-ай (холодный месяц) - декабрь.

По материалам Ю. Штубендорфа, год делился на 13 месяцев, каждый из которых имел 4 недели:
Шомрай (7 мая - 4 июня), от слова шомр - мелкая трава;
Дозарай (7 июня - 2 июля) (дозор - кора) - время, когда снимается берестовая кора, береста для летних юрт;
Айкыслай (2 - 30 июля) (аи - сарана, кысел - красно) - время, когда сарана красна, т.е. цветет;
Айнарай (30 июля - 27 августа) (пар - копать) - время, когда копают сарану;
Эптынхай (27 августа - 24 сентября) (эптын - большой молоток, которым колотят кедровник);
Джаррытерай (24 сентября - 28 октября) (джар - бык оленя, ыттер - бегаться) - время, когда олени "бегаются";
Каштырай (22 октября-19 ноября) (кыш- соболь, тер - ловить) - время, когда начинается соболий промысел;
Ырглерай (19 ноября - 17 декабря) (ырглер - дневка) - время коротких дней;
Соогай (17 декабря - 15 января) (соог - мороз) - время морозов;
Уллуссогай (15 января-12 февраля) (улусе - большой) - время самых сильных морозов;
Хругоог (12 февраля - 12 марта) - "зверя на лыжах гнать";
Торбытай (12 марта - 9 апреля) - в это время снег становится вязким;
Ыталларай (9 апреля - 7 мая) - "собаками зверя гнать".

Названия месяцев, приведенные Ю. Штубендорфом, не совпадают с названиями, указанными Н.Ф. Катановым. Нам не известны маршруты обоих исследователей. Однако можно предположить, что исследователи работали с населением, говорящим на разных диалектах, то есть с представителями западной и восточной групп.

В дальнейшем карагасы стали вести свой календарь по большим церковным праздникам. 
С Покрова (14 октября) начинался зимний промысел и новый гражданский и бюджетный год карагас.
С 14 октября (Покров) - 19 декабря (Никола) - зимний промысел. 
19 декабря (6-го по старому стилю) "на Николу" начало Большого зимнего суглана.
После 22 мая (Микола вешний) - откочевка в Белогорье. 
До конца июня (к Петрову дню) проходил летний промысел, связанный главным образом с охотой на марала.
28 августа (на Успенье) - западные тофы собирались на осенний суглан.
14 сентября (к Семенову дню) - на осенний суглан собирались восточные тофы
Между Семеновым днем (14 сентября) и Покровом (14 октября) ловили рыбу.

Таежная «записная книжка»

Не имея привычных для нас карандашей и бумаги, тофы использовали большие и маленькие (квадратные и овальные) затесы на стволах деревьев. 
Затесы выполняли несколько функций: с помощью записанных углем значков-символов и рисунков тофы отмечали тропу, местонахождение лабазов с припасами, передавали информацию от вперед ушедших, а также затесы использовались для подсчета оленей и пристреливания ружей. С появлением русской письменности на затесах появились тексты, однако держались они недолго. Записи углем (обгоревшей веточкой) смывали дожди, снег, закрывала текущая смола. С целью повторного использования затеса предыдущую информацию (если она еще сохранялась) снимали. Другими словами, можно сказать, что затесы выполняли роль таежной "записной книжки".
Б. Чудинов в 1929 году, кочуя вместе с карагасами в районе р. Хангарок, видел на затесах рисунки, выполненные углем, изображавшие белку, соболя, лошадь, оленя, чум, а также рисунок, "изображавший шамана с бубном в руках и перьями на голове. Над шаманом были скрещены в виде лучей прямые линии, передававшие верхушку юрты".

Способ подсчетов и цифры
Интересен был способ подсчетов.
Пример подсчета бойцов на суглане: берется гладкое полено, на нем углем проводятся поперечные черты, каждая черта обозначает бойца.
Денежные суммы писались особыми рубежами на тоненьких дощечках. Каждый дарга записывал себе на дощечке для памяти сумму, которую он должен был собрать со своего рода для уплаты ясака.
Начертание цифр у карагас было следующее:

основные цифры

 

сложные изображения чисел

 

подсчет оленей

Пень с насечками для подсчета оленей на летнике в верховьях р.Ужур (правый приток р.Гутары), первая половина ХХ века.

А вот пример подсчета оленей на летниках: на высокий ошкуренный пень, либо на широкий затес на стволе дерева наносились горизонтальные штрихи (насечки), которые располагались вертикально по одной стороне пня или дерева. Оленей считали, когда загоняли в загон.
  Культура
  Легенды
  Сказки о животных
  Волшебные сказки
  Песни
  Поэзия
  Проза
  Орнамент
  Календарь

Мельникова Л.В. "Тофы". Иркутск. 1994 г.
Соловьев Д.К. Саянский промыслово-охотничий район и соболиный промысел в нем: отчет Саянской экспедиции департамента земледелия, работавшей в 1914-1916 гг. под начальством старшего специалиста по промысловой охоте Д.К. Соловьева. П., 1920 г.
Петри Б.Э. Карагасский суглан. Иркутск. 1926 г.
Катанов Н.Ф. "Поездка к карагасам в 1880 году". Зап. Русского геогр. о-ва. Отдел этнографии. СПб., 1891. Т.17. Вып.2.
Чудинов Б. Путешествие по Карагассии. М.: Молодая гвардия. 1931 г.
Штубендорф Ю. О карагасах. // Этнографический сборник. 1858 г.
Рисунок художника В.А. Адова