Главная страница
 

Вернуться к началу

Тофы живут на северных склонах
Восточного Саяна


Орнамент и украшения

Карагасы практически не украшали предметы, которые находились у них в обиходе. В тех же редких примерах орнаментальной резьбы по дереву и кости, которая встречалась у карагас, преобладали геометрические узоры (из зигзагов, треугольников, ромбов).

В основном украшались передние луки ездового седла, орнамент выполнялся либо скромной резьбой, либо металлом, либо краской. В ИОКМ имеется коллекция рисунков с передних лук вьючных оленьих седел. Рисунки предположительно выполнены Б.Э. Петри в 1920-х годах, во время его экспедиции по Карагасии.

Изображение креста и солнца, р. Тайя.

Изображение гусей (гас) в центре и глухарей (борика) по краям, р. Тайя. Узор джараглы - "красота", р. Ешке. Узор, р. Тайя.
Узор р. Ешке. Изображение коня (ат), р. Тайя. Изображение месяца (ай) и звезды (солтис), р. Ешке. Изображение рога северного оленя, р. Ешке.
Узор, в центре изображен особый цветок, р. Ешке. Изображение глухаря (борика), р. Ешке. Значение орнамента не выяснено, р. Ешке. Изображение рога северного оленя, р. Ешке.
Узор джараглы - "красота", р. Тайя. Узор, р. Ешке. Изображение месяца (ай), р. Дотот. Нет информации.
Нет информации. Изображение особого цветка, р. Ешке. Изображение солнца и месяца (ай), р. Тайя.  
Нет информации. Изображение особого цветка, р. Ешке. Изображение глухаря (борика), месяца (ай) и солнца, р. Ешке.  

Образцы собраны с разных мест (р. Дотот и его притоков Ешке и Тайя). Рисунки сопровождаются надписями, из которых следует, что в каждом орнаменте содержится символичное изображение солярных знаков - месяца (ай) и солнца, звезды (солтес), рогов оленя, гуся (гас), глухаря (борика), коня (am), особого цветка (?) и геометрический орнамент (джараглы, в пер. Б.Э. Петри - "красивое"). Если бы представленные образцы орнамента в коллекции принадлежали карагасам, то отдельные части рисунков, несомненно, использовались бы для украшения и других бытовых коллекций. 
Кроме того, в коллекции ИОКМ имеющийся орнамент на предметах быта представлен скромным редким тиснением на отдельных туесах, одним мунгуем (специальное приспособление на морду олененка), орнаментированным насечками (из скальной ниши в долине р. Сарыг-ой) и очень сдержанным резным орнаментом на оленьих седлах. Таким образом, можно констатировать факт отсутствия у карагасов пышного, сложного орнамента.
По всей видимости, рисунки образцов резьбы с передних лук, выполненных Б.Э. Петри, представляют орнамент, принадлежащий все же другому этносу. Известно, что карагасы закупали оленьи седла у окинских бурят и тувинцев-тоджинцев (С.И. Вайнштейн, исследуя искусство Тувы, сделал вывод о сходстве орнаментов на тофаларских и тувинских седлах).

В конце XX в. появились новые черты, которые определяются как нетрадиционное в традиционном, то есть нетрадиционный способ украшения на традиционно выполненной вещи. Этот факт отмечается в оформлении ножен охотничьего ножа, выполненных во второй половине XX века. Традиционной является форма и нетипичным украшение ножен.
Еще пример: В 1989 году участниками экспедиции Л. Мельниковой была обнаружена сумочка, выполненная в виде небольшого кошелька. Подобные сумочки использовались для хранения патронов или спичек. Но что является нетрадиционным, так это украшение клапана сумки: между двумя клыками кабарги помещен медвежий коготь.

Распространенным было украшение детской одежды (соболиными клыками; суставами кабарги, сохатого, оленя; кастарминскими камешками), а также праздничная одежда взрослого населения. Украшения, которые использовали тофы, были либо покупные (у окинских бурят), либо делались из природного материала.(стеклянные серьги (сорга), бусы (нинги), браслеты (бога) и кольца (чюстюк).

Стоит также упомянуть и о фигурном крюке (ахтанга), на который подвешивалась детская колыбель. Крюки эти также имели орнаментальную форму.

  Культура
  Легенды
  Сказки о животных
  Волшебные сказки
  Песни
  Поэзия
  Проза
  Орнамент
  Календарь

Мельникова Л.В. "Тофы". Иркутск. 1994 г.
Энциклопедия "Народы России". С.И. Вайнштейн, стр. 335-337. 1994 г.
Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. М.: Наука. 1974 г.

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru