Главная страница
 

Вернуться к началу

Тофы живут на северных склонах
Восточного Саяна


Лошади

В 60-х годах XIX века у карагасов начали появляться лошади.

В нормальном хозяйстве карагаса конь имел только вспомогательное значение и заменить оленя конечно не мог. Тем не менее, хозяйственная роль коня была очень велика и без него, особенно малооленному, обойтись было невозможно.
Если ездить летом на олене (а ездить приходилось все время - то в гости, то по делу, то на праздник), олень не поправится и не зажиреет - "сухой олень будет". "Сухой олень плохо ходить на промысле будет". Поэтому все лето олени у карагасов отдыхали. Изредка их использовали  для поездок на небольшое расстояние, особенно если нужно было везти детей. Кроткому покорному животному вполне можно доверить 3 - 6-летнего малыша.

Летом, поздней весной и ранней осенью оленей заменяли кони. Сберечь летом оленя - в этом было хозяйственное назначение коня. Зато с наступлением зимы коней отпускали на зимние выпасы, где ветер сдувал снег и где они могли простоять всю зиму на подножном корму.
Кони у карагаса работали не много. Летом, отлично поправившись на горных пастбищах в "Белогорье", кони легко выполняли свою несложную работу - развозить хозяина по гостям, да совершить одну поездку на р. Оку на богомолье в буддистский дацан. Осенью с ними кочевали вниз в тайгу и промышляли на них и на оленях изюбрей, лосей и кабаргу. 

Так продолжалось до "Семенова дня" (14 сентября) для восточной группы и до "Успенья" (28 августа) для западной группы. Приблизительно в этот период карагасы подтягивались на осенний суглан к своим "потребиловкам" за покупками на зимний охотничий сезон и на конях все запасы доставляли на место зимнего промысла. Конечно, значительную роль при этом играли олени, так как коней все же было очень мало. "На конях удобно вьючно возить"- конь поднимает от 4 до 5 пудов. После этого коней отпускали на зимние пастбища до весны. Для этого выбирали 2-3 человека, которым и поручалось это дело. В восточной группе эти люди должны были раздать коней тем русским, с которыми хозяева договорились заранее. Западная же группа, а в прежнее время и восточная, отпускала коней свободно на луга, не путая и не "окарауливая".

"Около Миколы Вешнего" (22 мая) хозяева приходили за своими конями и находили их всех на месте жирными и сытыми, правда несколько одичавшими. Но эта дикость легко проходила. Никто на зимних пастбищах коня украсть не мог, волки их тоже особо не беспокоили, хотя волков в Карагасии всегда было много. По-видимому, волкам достаточно было другого зверя - коз, кабарги, изюбрей. Медведь тоже не решается напасть на коней.

Происхождение
Откуда произошел карагасский конь определенно сказать трудно. Профессор Б.Э. Петри считал, что вероятнее всего к карагасам кони попали от окинских бурят. В легендах карагас об этом тоже ничего нет, кроме того, что карагасы в древние времена имели только оленей.

Порода лошадей
Это типичная монгольская лошадь, низенькая, короткая, на плотных ногах, копыта "стаканом" с широкой грудью, относительно короткой шеей и крупной головой. Характер этой лошади более дикий и злой, чем у русской. Кроме монгольских лошадей карагасы держали в небольшом количестве (7-10%) лошадей русской породы.

Обмен коней
Русских коней карагасы покупали в деревнях и обычно меняли у окинских бурят на монгольских. Окинским бурятам  русские кони нужны были для запряжки (сани и изредка телега), т. к. монгольский конь за очень редким исключением в упряжке не ходит. Меняли обычно коня на коня, если же один конь был лучше, то давали что-нибудь в придачу. Карагасы старались избавиться от русских коней, предпочитая им коней монгольской породы. 

Этот обмен коммерчески был выгоден карагасам. Купив коня в деревне за 40 рублей, карагас менял его у окинских бурят на  коня монгольской породы, который стоил 60-70 рублей.
Вот как карагасы объясняли преимущества окинской (бурят-монгольской) породы:
- "Средний окинский конь - среднего соболя платить надо". 
- "Окинский конь хорошо в тайге ходит, лучше на подножном корму стоит".
- "Братский (бурятский, окинский) конь зимой сам себя кормит, а русского надо отдавать кормить".
- "Братский конь - крепкий, по горам ходит, все равно как олень".
- "Русский конь скорее спину набьет", -"скорее в тайге устанет".
И действительно, русские кони в тайге быстро теряли вес, плохо переносили езду по горам и требовали ковки. Карагасы же подковывали лошадей  очень редко. 

Конские выпасы
Профессор Петри в 1927 году сообщает, что положение с выпасами у восточной и западной группы карагас было разное.
Для восточной группы кони были тяжелой обузой. В прежнее время они держали коней круглый год на подножном корму, имея в своем пользовании превосходные зимние выпасы. Но нашествие русских в начале XX века изменило эту картину. С наступлением осеннего сезона охоты на белку, русские промышленники в большом количестве вторгались в восточные карагасские урочища и отпускали своих коней на выпасы, в то время как сами пешком уходили охотиться. По рассказам карагас, на лугах р. Шита стояло осенью 1924 года 60-70 коней. А после 1925 года на карагасские пастбища стали пригонять даже рогатый скот.

Таким образом, зимние выпасы уже осенью оказывались вытравленными, отчего карагасы не могли их использовать для себя. Другие участки были захвачены таежниками - карагасниками. Так в 1920-е годы луга по ручью Шалай (вершина р. Икей) захватил Окладников, а на р. Барбитай поселился карагасник "Чувашин".
Если карагас отпускал коней свободно пастись, то русские ловили их и ездили на них, самовольно используя в своих целях. Обычно такие кони не выдерживали зимы и к весне погибали. Бывали случаи, что и воровали карагасских коней.
В связи с этим восточные карагасы оказались в безвыходном положении: в восточном районе карагасской земли среди моря тайги было всего лишь несколько небольших островков лугового пространства; все эти лужайки, с незапамятных времен удовлетворявшие нужды карагас в зимних выпасах, оказались занятыми пришельцами. Эти обстоятельства вынуждали восточных карагас отдавать своих коней русским на зимний прокорм. Карагасских коней охотно разбирали и карагасники, и самогонщики с Сасырки и Иоды, и так называемые "хохлы" - новоселы на переселенческих участках, соседствующих с карагасскими землями (переселенцы - белорусы из Могилевской, Минской и Витебской губерний).

Условия были следующие: кормить от Покрова (14 октября) до Миколы Вешнего (22 мая), плата -10 белок, а если белок нет, то 10 рублей деньгами, а если нет ни того, ни другого, то мукой 12,5 пудов. Конь должен быть в хорошей сохранности. Ездить на нем можно, но немного и недалеко (например сено возить). Брать же его на свадьбу или поездки в г. Тулун, а тем более для доставки товаров - нельзя.
В случае гибели коня рассматривались причины. Если конь погиб не по вине или недосмотру взявшего на прокормление, последний не отвечает. В противном случае ответчик должен был уплатить половину стоимости деньгами или хлебом. 

Но русские плохо содержали коней, ездили на них, сберегая своих собственных, и плохо кормили. После Николы Вешнего, когда карагасы приходили за своими конями, то получали "кожу да кости". После этого приходилось еще месяц поправлять коня на подножном корму, откочевав в Белогорье.

У западных карагас все обстояло значительно благополучнее. Вверх по реке Нерха в 10 верстах от ее устья  есть луга, где снег сдувается ветром и где кони могут пастись всю зиму на подножном корму. Сюда западные карагасы выпускали с осени своих коней. Кони здесь за  зиму  хорошо поправлялись. Вся западная группа карагас своих коней русским на зимнюю выкормку не отдавала .
Хотя и здесь ситуация с выпасами была под угрозой наступления промышленников. В 1920-х годах, некто Каранотов, житель села Солонцы, заехал на устье р. Нерха, построил заимку и при помощи канцелярских проделок получил право на покос нерхинского луга и, пользуясь этим, пытался даже выгонять карагасов. Но вмешалась новая власть (Советская) и  Каранотову запретили косить нерхинские луга.

Масти и имена коней
Специальных имен для коней не было. Коней называли всегда по мастям. 
Ат - конь; 
Ак-ат - белый; 
Кызыл-ат - рыжий; 
Дору-ат - гнедой; 
Сар-ат - коурый, соловой;
Кара-ат - вороной, карий;
Шубар-ат - "пеганый", пегий;
Гук-ат - голубой, синий.

Для обозначения других мастей карагасы своих терминов не имели и в случае надобности определяли их по-русски.

Много коней стали заводить в Тофаларию с 1920 года, то есть после последнего большого падежа оленей. В этот период "белка была дорогая, а конь дешевый стал; русский конь 20 белок стоил!"

В сравнении с данными 1914 года (56 лошадей) в 1925 году насчитывается 130 лошадей. В основном это мерины - 101, поразительно мало жеребят - всего 4. 

Карагасы почти всех коней покупали и о приплоде не заботились, да и условия их быта мало располагали к разведению табунов. Мерин для них по своему спокойствию и выносливости являлся самым подходящим. Кобыл приобретали крайне редко.

Примечание. Все слова в кавычках представляют собой подлинные выражения карагас, записанные со стенографической точностью профессором Петри в 20-е годы ХХ века.

  Хозяйство

Собаки

Лошади

Кочевья

Лабазы

Выделка шкур

 

Оленеводство

 

Быт

Петри Б. Э. Оленеводство у карагас. Иркутск. 1927 г.

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru