Главная страница
 

Вернуться к началу

Тофы живут на северных склонах
Восточного Саяна


Кочевья

Зимой карагасы жили в долинах рек, летом перекочевывали в горы. Стойбище зимой состояло из двух-пяти, редко - шести-семи чумов, т.к. большое количество хозяйств в это время года не могло обеспечить достаточный промысел на ограниченной территории. Летом стойбища увеличивались до 10 и более чумов. Обычно стойбища находились на одном месте не более двух-трех недель. Перекочевки совершали на 8-20 километров.

Летники
Лабаз-настил арагас в долине ручья Горо-Орокты-ой (правый приток р.Бургутуй, бассейн р.Уды).
После окончания весеннего промысла отдельные семьи выходили из своих охотничьих угодий и, сливаясь в одну группу из нескольких семей, гнали оленьи стада ближе к Белогорью, в высокогорные речные долины на места весенних стоянок где имелся ягель, было прохладнее и меньше мошки. Там проходил отел оленей. Места эти обычно заранее оговаривались на большом суглане. После отела кочевали дальше. В Белогорье выходили к началу июня, к этому времени телята уже крепко становились на ноги. Перекочевывали длинными караванами из связанных друг за другом оленей. Такой караван назывался аргиш.
На границе леса и тундровой зоны ставился большой летник (чтобы рядом были дрова и вода). Чумы располагались по кругу, а в центре располагался загон для оленей. Обязательно сооружали открытый лабаз-арангас, оленьи привязи: тангуши, солбаки, паллар-неши, а так же специальные станки-кожемялки - эрилгы, на которых женщины выделывали шкуры. Летние стойбища стояли до конца августа.

Современным примером могут служить летники в верховьях р. Багай (левый приток р. Мархой) семьи Сагановых; в верховьях р. Холемы (левый приток р. Ужур); в долине первого (от устья) левого притока р. Няндорма; в долине р. Хатаги (левый приток р. Уды), на левом его берегу и ряд других.

Традиционные места летников
Л.В. Мельникова сообщает, что в ходе полевых работ удалось выяснить, где на рубеже веков и в начале XX в. располагались традиционные места летников для тофаларских групп:
алыгджерцев - в Белогорье (р. Дотот);
нерхинцев - в верховьях р. Джуглым (левый приток р. Уды);
летники гутарской подгруппы - в верховьях р. Уды и на ее притоках (р. Хатага, Няндорма, верховья Мархоев, верховья Гутары).

Причем население активно пользовалось:
перевалом Мус-Даг-Дабан (верховья р. Чело-Монго, правый приток р. Уды), ведущим в северную Тоджу;
долиной р. Хатаги, ведущей на перевал Долгий через верховья основного Казыра в р. Сухой Ужур (правый приток р.Гутары);
рекой Сытляр-Атар (левый приток р. Хатаги), ведущей на перевал в долину р. Большой Мархой, т.е. удалось выявить часть путей, соединяющих восточную группу с западной.
Однако никогда не использовалась во время перекочевок вершина р. Уды, где имеется низкий перевал оз. Верхнего, ведущего в систему рек Казыров. Здесь мало ягеля и крутые спуски в р. Левый Казыр. Таким образом, естественной природной границей кочевания на юго-западной территории Тофаларии было устье р. Хатаги (левый приток р. Уды). 

В 20-х числах августа летники начинали пустеть. Сворачивались чумы, вьючились олени. Остовы чумов в высокогорных долинах укладывались на землю до следующего лета (иначе зимой сильные ветра разрушили бы их). В нижних долинах остовы не убирались. Постепенно летники пустели. Чем ниже люди спускались в долины, тем меньше семей вместе ехало дальше. Каждая семья держала путь в свои родовые угодья.

"Долина чумов"
Долина р. Чело-Монго имеет протяженность около 20 км при ширине 1-1,5 км. Здесь проходит торная тропа, связывающая район пос. Верхняя Гутара с северной Тоджей (через перевал Мус-Даг-Дабан с верховьем р. Кижи-Хем).
Л.В. Мельникова сообщает, что на всем протяжении реки экспедиция насчитала семь остовов чумов, расположенных на расстоянии один от другого в 1,5 - 2 км. Правда большая часть остовов в настоящее время упала.
Помимо чумов, примерно в 1 км от устья реки, на правом берегу рядом с тропой имеется большой загон, расположенный на широкой, немного заболоченной террасе. Сооружение овальной формы, размером 30x20 м.
Долина р. Чело-Монго изумительной красоты - это район наивысших вершин Восточного Саяна. Из долины видны пики: Грандиозный (2891 м), Триангуляторов (2881 м) и Поднебесный (2924 м). Крутые обрывистые склоны отрогов Удинского хребта даже в летний период покрыты снегом. В нижнем течении реки встречается валунный нефрит темно-зеленого цвета. Завершает долину гигантский цирк. Из всех долин, ведущих на перевал Удинского хребта, эта самая короткая, удобная, проходимая как на оленях, так и на лошадях. Вероятно, не случайно здесь имеется большое количество чумов. Во время обследования этого участка тайги, участники экспедиции Л. Мельниковой назвали его "Долиной чумов".

Затесы на деревьях
По путям миграции тофов и рядом с летниками в прикорневых частях деревьев делались большие и маленькие затесы, в основном квадратной формы. Так в нижнем течении р. Чело-Монго (Долине чумов) экспедицией Л.В. Мельниковой на старых толстых лиственницах, кое-где уже мертвых, встречены затесы подквадратной формы (30x30 см, 45x45 см.), расположенные по одной стороне тропы на протяжении почти 15 км до места брода — перехода тропы на противоположный берег. Такие затесы выполняли несколько функций: отмечали тропу, местонахождение лабазов с припасами, использовались для подсчета оленей, пристреливания ружей, а также как своеобразное средство для передачи информации от вперед ушедших. Для этого на затесах писали углем.

Выше описанная форма затесов отмечена Мельниковой и в других местах. В основном затесы сконцентрированы на летниках или в местах вынужденных остановок. В редколесной долине левого приток р. Няндормы (левый приток р. Уды) на старом стойбище одиноко стоит большая толстая лиственница. Она является своеобразным ориентиром. В прикорневой части по кругу когда-то было сделано пять продольных затесов, высотой около 0,5 м каждый. В настоящее время два из них почти закрылись, только узкие щели да толстый корьевой нарост отмечают места затесов. Когда-то здесь располагалось стойбище. Рядом с лиственницей сооружена привязь для доения матухи (тангуш) и до сих пор среди деревьев стоят остовы двух чумов. (Особенностью данного места является его близость к антропоморфному останцу, известному среди тофов под названием Каменной Шаманки). Подробнее о "Таежной записной книжке" - здесь.

Ограждение остова чума на летнике в верховьях р.Ужур (бассейн р.Гутары), первая половина ХХ века.

Загоны
В долинах, где проводили отел, рубили ограду загона. Деревья сваливали по намеченному кругу, обрубали сучки. Затем в нескольких местах ставили крестообразно толстые жерди (над сваленными стволами) и укладывали следующий ряд деревьев. Таким образом возводили изгородь высотой до 1, 5 - 2 м, чтобы олень ее не перепрыгнул.
Вход в загон оформляли плотно приставленными друг другу вертикальными жердями средней толщины. Одним концом жерди упирались в землю, другим - ложились на поперечную перекладину, поднятую над землей на 1, 5 м.
Ограда оленьего загона на современном стойбище в верховьях р.Мигальмы (левый приток р.Джуктыр, бассейн р.Уды). Сложена из бревен в обло с припусками. В более позднее время, как говорят тофы, во времена колхоза, характер ограды загона изменился. Ее стали делать из бревен, концами уложенных одно на другое, выкладывая прямоугольник или круг. В настоящее время, когда на летнике находится большое стадо, ставят несколько загонов, примыкающих один к другому, а частенько используют и старые, предварительно их подремонтировав.
Фрагмент крепления ограды оленьго загона на летнике в среднем течении р.Малый Хангарок (бассейн р.Уды), первая половина ХХ века. Традиционная система сооружения ограды оленьего загона на летниках в период конца XIX - первой половины ХХ вв. В узких горных долинах (верховья р. Багай, Сухой Иден, Холема, Ужур, Малый Мархой — бассейн р. Гутары) вместо загона ставилась поскотина, перегораживающая долину в узком месте. Выше, ближе к субальпийской зоне, ставился чум, который иногда огораживали невысокой оградой, чтобы олени не подходили близко, рубились привязи. Такие места богаты ягелем. Борта долин крутые и стаду предоставляется возможность передвигаться только от поскотины до перевала. Иногда на таких летниках ставили по одному загону для подсчета оленей во время осенней ревизии.

Привязи
На территории загонов укладывали или рубили несколько вариантов привязей. Одна из них — длинная жердь (5 - 6 м) с 3 - 4 сквозными отверстиями — солбак. К одному солбаку можно привязать 3 - 4 оленя. Для того, чтобы олени стояли на месте, солбак прижимался к земле при помощи маленьких крестообразно поставленных колышков. Также к солбаку при помощи мунгуя привязывали оленят, когда доили матух.
Другой вариант оленьей привязи — пенек, приостренный в нижней части — паллар-неш. На паллар-неш надевали петлю длинного ремня, к которому был привязан олень, так чтобы животное могло свободно передвигаться по кругу.

Привязь сэргэ на летнике в долине р.Хатаги (левый приток р.Уды), первая половина ХХ в.

Рядом с загоном ставили еще одну привязь — тангуш для доения матухи. Это своеобразные козлы, которые делались из толстого дерева (диаметр 0,2 м) длиной 3 - 4м. Бревно ошкуривали. Один конец бревна вкапывали в землю, другой приподнимался при помощи двух врубленных стоек над землей от 0,5 до 1,5 м. Матуху привязывали либо к стойкам, либо к бревну во время доения. Каждая семья имела свой тангуш, так как оленухи доились в одно время.

Кроме оленьих привязей существовала коновязь - сэргэ в виде вкопанного в землю столба высотой 1,7 - 1,9 м. Установление сэргэ имело символическое значение и символизировало "древо жизни", "мировое дерево", объединяющее три мира. На столбе наносились три кольцевых канавки. Верхняя предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей, средняя - для лошадей обычных земных людей, нижняя - для лошадей представителей подземного мира.

Оленья привязь - солбак

Привязь для доения оленухи тангуш на летнике в долине левого безымянного притока р.Сытляр-Атар (бассейн р.Уды). Лиственница, первая половина ХХ века.

Оленья привязь паллар-неш на летнике в долине р. Мархой (правый приток р.Гутары), 50-е гг. ХХ века.

  Хозяйство

Собаки

Лошади

Кочевья

Лабазы

Выделка шкур

 

Оленеводство

 

Быт

Мельникова Л.В. Отчет о проведении полевых работ комплексной разведывательной экспедиции на территории Тофаларии (Нижнеудинский р-он) в 1985 г. Иркутск 1986 г.
Мельникова Л.В. Отчет о проведении полевых работ комплексной разведывательной экспедиции на территории Тофаларии (Нижнеудинский р-он) в 1986 г. Иркутск 1987 г.
Мельникова Л.В. Тофы. Иркутск 1994 г.
Рисунки художника В.А. Адова

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru