Главная страница
 

Вернуться к началу

Тофы живут на северных склонах
Восточного Саяна


Продукты оленеводства

Шкура и волос
Олень давал разнообразный материал, отчасти применявшийся в карагасском обиходе.
Его кости и рога не использовались, из меха же шили шубы, из камасов - обувь. Мех ядзагашек шел на детские тулупы. Юрту карагасы оленьим мехом никогда не покрывали, мотивируя тем, что "для юрты не годится; для юрты сохатиную надо: шерсть снимаем, дымим, потом мнем и колотим, мягкая бывает. Этой юрту покрываем" (карагасская юрта зимой покрывалась лосиной замшей). Из сухожилий оленя сучили необычайной прочности нитки, которыми шили обувь и шубы. Замшевую покрышку зимней юрты тоже сшивали сухожильными нитками. Как материал для постели, олений мех употреблялся только как зимнюю подстилку. Одеяло из него не делали, предпочитали покупное баранье (бурятское). Прекрасный материал олений волос, который можно было в изобилии собирать летом, когда олень линяет, но карагасы его не использовали. Он по качеству много выше кабарожьего. Небольшое количество волоса употреблялось карагасами, как гигроскопическая детская подстилка. Даже белому подшейному волосу оленя никакого значения не придавали. Только небольшое его количество шло на вышивки преимущественно культового характера.

Мясо и молоко
В пищу шло почти все: мясо, язык, кишки. Кости ломали и съедали мозг, а остатки отдавали собакам.
Оленуха доится только в течение лета. Отел хотя и происходит в мае, но главное количество молока для пищи она давала после перекочевки на летние высокогорные пастбища. Тогда карагасы собирались большими группами по 10-15 и больше хозяйств и оленей сбивали в одно стадо. Ночью олени свободно паслись по соседним склонам и моховищам, а утром молодежь собирала их по горам и пригоняла назад. Когда олени были пригнаны, их ставили на отстой в середину стойбища. На карагасском стойбище юрты ставились всегда по кругу, а в центре располагался пригон для оленей. Здесь же стояли оленевязи и лежали жерди для ядзагашек. На отстое оленухи выдерживались около двух часов. Ядзагашки в это время спокойно лежали рядком, привязанные при помощи особых недоуздков к упомянутым жердям и пожевывали жвачку. Быки и хуанаи находились вместе с матками. Продержав оленух на отстое около двух часов, приступали к дойке. Хозяйка  привязывала матуху к козлам и, отвязав ядзагашку, подводила его к оленухе. Теленок сильными ударами морды бил по вымени, чем вызывал отделение молока. Затем, дав ему рукою пососать из обоих сосков, отводили обратно к жерди.

Коробочка для сбора молоко во время доения оленухи - томук. Длина 19 см, ширина 16 см, береста, нитки х/б, 70-е годы ХХ века, пос. Алыгджер, принадлед=жала В. Адамову.Сборы О.Б. Мартыновой, 1985 г. Карагаска сдаивала молоко в маленькую берестяную коробочку (чумашку или томук), которая ей служила подойником. В один удой оленуха дает 1/2-3/4 стакана молока. Надоенное молоко карагаска сливала в берестяное ведерко с крышкой, сшитое из нескольких кусков бересты при помощи ниток из конского волоса. Затем ядзагашке давали дососать оленуху, после чего ее отпускали, а ядзагашку опять привязывали к жерди.

Оленуха далеко от стойбища не уходила, а бродила всегда поблизости, т. к. не могла оставить своего теленка, который лежал целый день у жерди и жевал свою жвачку. Доить олених помогали дети, преимущественно девочки. В их обязанности входило приводить и уводить ядзагашек.
К вечеру оленуху опять ловили и доили тем же способом. В общем она дает 200 - 300 гр. молока в сутки. 

Молоко у оленей густое (20% жира по С.А. Грюнеру) вроде сливок, несколько терпкое на вкус. Пить его в чистом виде очень трудно, карагасы пили его с чаем и солью. Летом это была  главная пища карагас. В хозяйствах, где было много оленей, делали простоквашу, которую давали только детям. Богатые оленями карагасы даже приготовляли масло, но это было давно, в начале XX века хозяйки уже даже не знали способа его приготовления. Петри Б.Э. пишет, что ему  довелось попробовать масло из оленьего молока у окинских сойотов, приготовленное подобно обычному сливочному маслу. Оно было очень плотной консистенции и очень жирное (салообразное). На вид напоминало топленое масло и имело зеленоватый цвет. 

После вечерней дойки девочки отвязывали ядзагашек и уводили оленух по одной за стойбище (ядзагашка бежал сзади), где отпускали их свободно пастись. Теленок сосал оленуху ночью и кроме того ел траву и ягель. Всю ночь оленье стадо паслось, а на утро за ним опять посылали молодежь. Иногда олени уходили очень далеко, тогда дневная дойка задерживалась.
От "Семенова дня"  у оленухи начинало постепенно уменьшаться количество молока и к "Покрову" прекращалось совсем. В этот период у оленей начинался гон. В редких случаях оленуха продолжала доиться и после "Покрова" один, самое большое два месяца.
Доится оленуха легко и стоит спокойно. Тофаларским оленухам совсем несвойственен тот буйный характер, который по описаниям С.А. Грюнера так свойственен северным важенкам. 

На зиму карагасы запасали некоторое количество мороженого молока, сохраняя его в сосудах, приготовленных из оленьего желудка. Этим молоком кормили только детей. На зиму старались молока запасти побольше, но даже у многооленных на всю зиму его не хватало.

Оленьи рога
Рога жеребцов самые крупные и ветвистые, рога быков несколько меньше. Матуха имеет рога значительно меньше и тоньше. У жеребцов и матух рога "ороговевают с Семенову дню" - "кровь уйдет и кожа слезет". У оленя-быка рога "долго теплые бывают". "До Покрова еще с кровью". В эти же сроки олени снимают шерсть и кожу с рогов, обчищая их о деревья. Жеребец сбрасывает рога 22 мая (на Николу Вешнего), матуха после того, как отелится - "ядзагашку принесет и рога бросит". Бык же сбрасывает рога в марте. Рога представляют собой значительную тяжесть, бесполезный груз, утомляющий оленя; поэтому карагасы рога обычно спиливали перед началом осеннего промысла, т. е. около Семенова дня (14 сентября). Некоторым матухам, у которых рога были небольшие, их не спиливали. Рога начинали пилить "от Успения" (28 августа). Но т. к. рога нельзя пилить, когда они еще с кровью, а быки в этом отношении сильно запаздывают, то для ускорения процесса их усыхания рога быку перевязывали. Тогда к "Семенову дню", т. е. с наступлением морозов, они подсыхали, и их тоже можно было отпилить.

  Хозяйство
  Оленеводство

Масти, имена, рост

Кастрация, отел

Продукты оленеводства

Сокращение стад

 

Быт

Соловьев. Д. К. Саянский промыслово-охотничий район. Петербург. 1921 г.
Петри. Б. Э. Оленеводство у карагас. Иркутск. 1927 г.
Грюнер. С.А.  К вопросу о статистике оленеводства. Северная Азия, 1926 г., №4.
Пекарский Э. К. и Цветков В.П. Очерки быта приаянских тунгусов. Сборник музея Антропологии и Этнографии при Российской Академии Наук, т.II, в I, стр.26.
К. Н. Миротворцев. К. Н. Карагасы. "Сборник трудов профессоров и преподавателей государственного Иркутского Университета", отд.1, вып. 2, Иркутск, 1921 г.
Рисунки художника В.А. Адова

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru