Главная страница

Духа - самая южная народность на Земле,
содержащая
северных оленей

Вернуться к началу


Род Ахту

В августе 2004 года мне, автору этого сайта, посчастливилось посетить стойбище Цаатанов, расположившееся на высоком перевале, но в достаточно доступном месте. Это было редкой возможностью, так как Цаатаны обычно кочуют высоко в горах, подальше от посторонних глаз. 

Приближаясь к стойбищу, которое мало чем изменилось с древних времен, испытываешь волнение, которое сродни, наверное, путешествию на машине времени. Навстречу выбежали дети и появились несколько взрослых. Все женщины и мужчины в стойбище одеты в национальные халаты коричневого и зеленого цвета, подпоясанные оранжевыми поясами. Дети одеты в обычную детскую одежду и по виду мало чем отличаются от детей любого монгольского поселка. 

На вершине перевала, в окружении каменистых гольцов, где расположилось стойбище рода Ахту, именно так называется эта родовая патронимия, 10 чумов или по-местному - урц, каждый из которых составлен из 23 жердей. Чумы покрыты материей, очень похожей на брезент, сильно выцветшей, почти белесой. Укреплена материя несколькими большими камнями, привязанными веревками к верхней части жердей чума. Покрытие состоит из двух больших кусков материи. Каждый урц огорожен небольшой оградой для того, чтобы олени не подходили вплотную к чумам.

Монгол-проводник, переговорив с Цаатанами, вышедшими к нам навстречу, познакомил нас со старейшиной стойбища - Гомбо. И вот, спустя несколько минут, мы уже пили чай в его чуме. В центре чума - печь, очень напоминает печь-буржуйку. Труба уходит высоко вверх и через дымовое отверстие чума выпускает наружу дым. На печной плите большое отверстие под котел, в котором варят любую пищу и чай. Когда котел не ставят, отверстие закрывают металлической крышкой. Сваренный чай, если не выпивают сразу, переливают в большой алюминиевый чайник. Так легче его снова разогреть. Чум делится на мужскую и женскую половину. В центральной части (напротив входа) почетное место, куда усаживают гостей. Посадили нас как раз на это место, напротив входа. За нашими спинами висит зеленого цвета ткань с вышитыми орнаментами, очевидно, что-то скрывающая от посторонних глаз. Там же лежат свернутые к стене постели хозяев и стоит китайский кассетный магнитофон, который, видимо, включают (при помощи батареек) по праздникам. На правой женской половине чума на уровне головы вдоль стены натянуты веревочки, где подоткнуты ложки, большой черпак, пара зубных щеток и полотенце. На полу (на земле) куски той же материи, что и покрытие чума, а сверху постелены оленьи шкуры. Нас с любопытством разглядывали хозяева и собравшиеся у входа дети. Жена Гомбо варит в котле очередную порцию чая. Соленый чай особо не отличается от монгольского, только с оленьим молоком. И пить его могут здесь постоянно, чашку за чашкой.

Из угощений - оленье молоко, хлеб, который пекут сами, сметана, сыр из оленьего молока (бяслаг) в виде круглых творожных приплюснутых с боков лепешек, рыхлый и очень соленый на вкус, а также пресный сушеный сыр, подобный тому, который вам предложат в любой монгольской юрте. Очевидно, что это обычный рацион Цаатанов, так как иную пищу мы видели лишь раз (в одном из чумов мы видели как Цаатанка жарила, выложив прямо на печь, двух огромных хариусов). Цаатаны очень гостеприимны и рады любому гостю.
Надо заметить, что на стойбище много детей младшего и среднего возраста. В каждой семье здесь по несколько детей (в среднем 3-5) в возрасте до12 лет, преобладают девочки. Нам показали маленького младенца. Удивительно маленький, хотя ему было уже 4 месяца, выглядел он как только что родившийся.

Леса в близи стойбища нет, только гольцы и каменистая тундра, поэтому дрова цаатаны очень берегут. Граница леса расположена гораздо ниже. Но и там почти не осталось крупных деревьев, поэтому цаатанам за дровами приходится спускаться все ниже и ниже. Стволы деревьев распиливают и рубят только женщины, мужчины же, очевидно, только привозят их к стойбищу при помощи лошадей (морь).

С оленями у Цаатанов самые теплые отношения. У рода Ахту около 70 оленей, включая оленят. Олени в основном темного цвета, несколько оленей в стаде чисто белого цвета. Много быков с большими рогами. Олени в течение дня кружат вокруг стойбища, убегают то вниз, то вверх по гольцам в поисках лишайника и грибов, порой теряясь из виду, какое-то время отсутствуют и вновь появляются. Держатся в основном в стаде, особо не разбредаются. У многих оленей на шее цветные (оранжевые и зеленые) вязочки. Наверное, так метят оленей. Чтобы защитить свое стадо ночью от волков на стойбище, после дойки оленей привязывают к колышкам, вбитым в землю. Как рассказали Цаатаны, стадо сокращается, особенно страдают олени от нападения волков.
В стойбище с десяток собак черной масти (смесь лайки и еще како-то породы), две белые. Очень тощие и голодные.

Круглый год Цаатаны охотятся на дикого оленя (буга), кабаргу. Зимой промышляют соболя (соболь в этих местах баргузинский), выдру, белку. До недавнего времени существовало в Цааган Нууре охотничье хозяйство, куда собственно и сдавали Цаатаны свой промысел. Теперь в основном сдают перекупщикам. Панты скупают немцы, пушнину кто-то еще.

В чуме Гомбо мы увидели серый камень с выскобленным рисунком. На нем было изображено несколько чумов. Увидев, с каким интересом мы разглядывали этот камень, Цаатаны устроили нам своеобразную экскурсию. Почти в каждом чуме нам с удовольствием показали вырезанные из кости фигурки животных. Это были птицы и олени. Но еще больше нас удивила резьба на оленьих рогах и костях. Сюжеты из жизни: стойбища, дымящиеся костры, олени, охотники, животные, встречающиеся в тайге, и даже гороскоп, в котором отображен весь годовой цикл 12 месяцев в виде животных. Изображены были как привычные, так и совсем удивительные животные - дракон, обезьяна, тигр. Все поделки и резьба выполнены очень искусно. Далее об этом можете прочитать здесь >>> 

Вечером к нашему костру по очереди подходили взрослые Цаатаны и с удовольствием угощались предложенным чаем с конфетами. Молча посидев в нашей компании и выпив чаю, гость или гостья уходили и подходил следующий. Интересная особенность: Цаатаны берут что-либо или подают только двумя руками.

Когда мы собрались в обратный путь, все взрослые и дети вышли нас проводить. Стоя у одного из чумов, они долго смотрели нам вслед.  

 в
   Духа
  Прихубсугулье
  История
  Оленеводство
  Быт, хозяйство
  Род Ахту
  Верования
  Искусство
   Духа сегодня
  Галерея

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru