Главная страница

25.12.02

 

Тропой эвенка

Эвенки... Когда произносится это слово, перед глазами встает картина: седая от снега тайга, низкое белое солнце, человек невысокого роста крепкого телосложения с неизменными карабином и трубкой в зубах, легко бегущий по заснеженному лесу, лай собак и дым, подымающийся из чума. Все это так, по крайней мере так было раньше. Что же сейчас, как живут эти люди? Современное общество в своем техногенном развитии подобно экскаватору, который, совершая необходимые в общем действия, в своем движении давит и уничтожает все на своем пути, не считаясь с нюансами взаимоотношений биоритмов природы и общества. Машина техногенного развития сминает тех, кто не подстроился под ее движение. Коренные народы Восточной Сибири -- эвенки, тофалары и другие -- были вынуждены подстраиваться под этот пресс, регрессируя в своем национальном развитии, и лишь немногие выстояли и не сошли со своего пути, не забыли обычаи и язык.

В Иркутской области сейчас зарегистрировано две национальные общины эвенков. Это охотничье-промысловое хозяйство "Тутура" в Качугском районе и Верхне-Хандинская эвенкийская община Казачинско-Ленского района. Площадь, осваиваемая ими, составляет 781,1 тыс. га, что составляет 1,1 % территории Иркутской области. Из них только "Тутура" имеет долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира, отнесенным к объектам охоты.

В период существования СССР коренные народы Севера в силу своих традиционных национальных занятий -- охоты, рыболовства и оленеводства -- были вовлечены в общий план развития охотничьего и сельского хозяйства. С переходом на рыночные условия существования все народное хозяйство страны, в том числе и охотничье, пережило тяжелейший кризис, сопровождавшийся распадом государственных структур, таких как ГПХ, КЗПХ и другие. Образование же различных АО, ЗАО и пр. позволило хоть как-то решить проблему сохранения охотничьего хозяйства в целом и занятость людей в отдаленных территориях в частности. Этому способствовали приватизация госпредприятий, Закон "О животном мире", указ президента РФ "О свободе торговли" и другие законодательные и правительственные решения.

Конечно, было бы неправильно думать, что государство совсем не помогает этим людям. Эвенки, как коренные народы Севера, имеют право на определенные льготы, но они не всегда знают о них и могут ими воспользоваться. Все это накладывает мрачные отпечатки на сегодняшнюю картину их жизни. Да, можно сказать, что эвенки в силу удаленности их территорий находятся практически на полном самообеспечении, нет постоянной транспортной, телефонной связи с населенными пунктами, не хватает товаров повседневной необходимости. Та техника, которая имеется, часто нуждается в ремонте, а охрана угодий в силу непрофессионализма людей, удаленности территорий и иногда разработки месторождений полезных ископаемых затруднена. Получается еще один замкнутый круг. Где же выход? Как решить проблему финансового обеспечения общин, занятости людей, чья жизнь полностью связана с лесом и рекой? Мало внимания придается в современном обществе проблеме развития таких общин. Эта культура, эти обычаи, язык -- все это наш сибирский, неповторимый колорит, без которого северный таежный край станет угрюмой безлюдной пустыней.

Отрадно то, что эвенки все-таки не остаются один на один со своей бедой, им приходят на помощь общественные организации, фонды. Все они решают по-своему эту проблему, делая свой вклад в сохранение национального колорита Сибири.

Один из интересных моментов жизни эвенков -- их связь с лесом, рекой, занятие оленеводством, все это у них в крови от предков. К нам в Восточную Сибирь едут туристы. В первую очередь их интересует озеро Байкал. Но в Сибири зимой традиционно меньше туристов. Чем же их можно привлечь сюда? Можно с уверенностью сказать, что ввиду своеобразия национального колорита организация туров для ознакомления с культурой народов Сибири зимой была бы прекрасным альтернативным вариантом. Это позволит поднять интерес общества к эвенкам и увеличить их занятость на местах. Подобное уже давно практикуется, например в Красноярском крае и Хакасии. Любителям настоящего мужского отдыха можно предложить охотничьи и рыболовные туры с проводником- эвенком. Думается, что при правильном подходе к делу иностранцы будут взахлеб рассказывать о своих поездках дома.

Идея красива, но что надо сделать для ее воплощения в жизнь? Нужны в первую очередь люди, которых это заинтересует, организации-туроператоры, профессиональный подход и, конечно, консультации специалистов, особенно по охотничьему и экологическому туризму, например на факультете охотоведения ИрГСХА или в других учреждениях, работающих по этим вопросам.
 

 

 

"Восточно-Сибирская правда"

Архив новостей

 
 
 

 
Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru