Главная страница
 

Вернуться к началу

Тофы живут на северных склонах
Восточного Саяна


Легенды

Легенда о происхождении тофаларов
Легенда рода Чогду и др.

Легенда рода Сюльбюгур
Легенда рода Карагасс
Легенда рода Манчьджур
Почему тофалары живут в Саянах
Легенда о медведе 
Легенда о Боге и Дьяволе
Легенда о шаманском бубне 
Легенда о каменной шаманке
Костырма 
Легенда о приручении оленя

Притча о трех медведях

-----------------------------------------------------------

Легенда о происхождении тофаларов
Пришли три человека. Один был бурят, другой-тувинец, третий - татарин. Стали они жить на новом месте, ловить рыбу, охотиться на диких зверей. Однажды во время охоты они поймали олененка, приручили его, и через некоторое время стало у них много оленей, много еды и одежды. Как стало много еды, и людей стало много. Расселились тогда эти три рода: один по Уде, другой по Ие, третий в Гутаре. И так образовался тофаларский народ.

Легенда "Чогду" и других родов
Образование карагасских  родов раскрывается в легенде - "Чогду", записанной Н.Ф. Катановым в 1890 году.
"Место, откуда вышли карагасы кости Чогду, было у речки Обуге, протекающей возле казарм Удинского форпоста. Было там три брата. Один из них стал карагасом кости Кара-Чогду, другой – кости Чогду и третий – дедушкою (медведем).Последний жил один, плел сеть для ловли рыбы. Но однажды он осердился и бросил свою сеть на дерево. Потом, став зверем, дедушка ушел в тайгу. Первые два брата обзавелись семьями, и от них идут карагасские кости Чогду, Кара-Чогду". (записал Н.Ф.Катанов в1890 г.).
Н.Ф. Катановым приводятся и другие предания, в которых указывается происхождение остальных родов. В предании "Кость Чептей" говорится, что люди этой кости пришли в Саяны из земли народа адай (монголов). 
"Кость Сарыг-Каш находится на реке Тэрий (Гутаре). Люди этого племени и теперь живут на той же земле".
"Кость Каш находится у озера Эргелиг, выше верховьев реки Уды на юге".

Вариант легенды "Чогду" записанный Р. А. Шерхунаевым в 1972 году, рассказывает об образовании родов с указанием фамилий и звучит следующим образом:
"В местности Чаячи (Саяш), что рядом с Алыгджером, жили три брата-тофалара. Жен у них не было.
Братья жили-жили и видят: плохо идет у них дело, ничего не получается. Один из них был ленивый, неповоротливый, как-то всегда сторонился двух других. Он в говорит:
- Я сделаюсь рыбаком, - и начал плести сети.
Вязал-вязал, работу не довел до конца, повесил сеть на
сучок дерева, объявляет:
- Нет, рыбаком я не буду, буду медведем, - и ушел. Стал он медведем.
Двое братьев сидят и горюют. Между собой толкуют: как жить-то дальше?
- Нет так не пойдет, надо трудиться, - говорит один
из них. -Я буду Кара-Чогду.
- А я буду Чогду, - отзывается второй.
Кара-Чогду ушел на юг, женился, стал хорошим
охотником и оленеводом. От него пошли Баканаевы, Мухаевы, Шибкеевы, Унгуштаевы, Кангараевы, Арактаевы, Изотовы. Так образовался род Кара-Чогду.
Чогду остался в Широкой долине, по-русски Алыгджере, тоже женился и исправно вел хозяйство. От него пошли Тоболаевы, Андалаевы, Амастаевы, Адамовы, Буктурбаевы. Это - род Чогду.
А дедушка-медведь так и живет в тайге. Поэтому, говорят наши люди, он и похож на человека". (Записал Р.А. Шерхунаев в 1972 г.).------------------------------------------

 
Легенда Сюльбюгур
Род Сюльбюгур произошел от троих братьев. Они ловили рыбу и поссорились из-за того, кому закидывать сеть. Средний Ирезэ ушел от братьев в лес и стал медведем. Старший Эйкгур (крот) ушел в землю, а младший Сюльбюгур остался человеком. (Записал Д. А. Клеменец  в 1888 г.).
------------------------------------------
 
Легенда рода Карагасс 
Прежде были два брата, жили в озере - это были два хайруза и поссорились. Старший превратился в выдру (кундус) и хотел съесть младшего, но последний вылез на берег, обратился в человека и стал ловить рыбу и выдр. (Записал Д. А. Клеменец  в 1888 г.).
------------------------------------------
 
Легенда рода Манчьджур
Род Манчьджур произошел от четырех братьев, сойотов. Из них двое остались жить на Бирюсе, а двое ушли на север к Н-Удинску и живут где-то там. (Записал Д. А. Клеменец  в 1888 г.).
------------------------------------------

Почему тофалары живут в Саянах
События, связанные с приходом русских, отразились в легенде "Почему тофалары живут в Саянах".
"Эта легенда о том, почему тофалары живут в Саянах.
- Давно это было, - говорят старики, попыхивая трубками. - Шибко давно. Когда мы были совсем маленькие, старики не помнили. Когда они на охоту не ходили, старики тоже не помнили. Вот как давно это было.
Есть возле Верхней Гутары Сопи-гора. Тогда все горы такие были, на верхушку посмотришь - шею сломить можно. Есть по речке, по Бирюсе, кедрач невиданный и неслыханный - весь в шишках, как шерсть на звере. Тогда везде такой кедрач был. Шибко рясный да наливной. Белку тогда самый умный человек за сто лет никак бы не сосчитал. Ой, много белки было.
А тофалары в те далекие времена жили совсем в другом месте, где не было гор и тайги. Жили привольно и счастливо, пока на белом свете не появился белый царь. Он обходился с маленьким народом так безжалостно и жестоко, как Казыр-река обходится с новичками на своих порогах. И тофалары не выдержали. Однажды, накрывшись сверху громадной шкурой ночи, они ушли в горы, где никогда не бывал ни один человек и где деревья падали на землю только от старости. Они приручили оленей и стали бить зверя, научились ловить рыбу и стрелять белку. На охоте они пели песни, а по вечерам в юртах рассказывали друг другу сказки. Песни были про высокие мрачноватые горы и про дремучую тайгу, которую не может согреть солнце, про работяг-оленей и про мох, которым они питаются, про злую зиму и гостеприимное лето - про все, с чем встречались тофалары в жизни, и обо всем этом часто пелось в одной песне, потому что у нее не было конца. А в сказках если и действовали злые люди, то недолго, и им приходилось плохо, потому что в горах, вздыбившихся на многие сотни километров, очень мало хоженных троп и на них нельзя разминуться добру и злу.
Но недолго продолжалось привольное житье тофаларов. Люди белого царя пришли в горы и отыскали там маленький народ. Пришлось тофаларам снова платить ясак, тяжелый как камень на шее утопленника, и бесконечный, как саянская тайга. Но бежать дальше было уже некуда, и тофалары навсегда остались в Саянах. Такова эта легенда" (впервые была опубликована В. Распутиным в 1966 г., повторно Р.А. Шерхунаевым).
------------------------------------------
 
Легенда о медведе
"Около Алыгджера, недалеко от устья Кара-Бурени, на небольшом лугу есть маленькое озерко. На этом месте когда-то жили два брата-карагаса. Других карагасов во всей тайге тогда не было. Не было в тайге тогда и медведей. Братья жили дружно. Однажды они поссорились друг с другом, и жить вместе уже не могли. Тогда один из них ушел в лес и сделался медведем, а другой ушел в верховья р. Уды, сделал там сеть и стал ловить рыбу. На месте юрты поссорившихся братьев образовалось круглое озерко. От первого брата получился весь медвежий род, заселивший тайгу. Другой брат однажды выловил большую рыбу в озере, из которого вытекает Уда, женился на ней, и от этого брата пошел весь карагасский народ. Однако ссора между братьями продолжается и у их потомков. До сих пор медведи и карагасы находятся в ссоре друг с другом. Все же и теперь медведь карагасу немножко брат. Но если медведь встретит в лесу карагаса, то кто-нибудь из них должен быть убит. Когда карагас убьет медведя, то он прячет его кости в дупло, чтобы другой медведь не нашел их и не стал мстить убийце" (записал Б. Чудинов в 1929 г.).
------------------------------------------

Легенда о Боге и Дьяволе
"Это было в седое, изначальное время. Бог тогда только создал землю, украшал ее деревьями, растениями, цветами.
Откуда не возьмись, появился дьявол, угрюмый, страшный, жадный. Ему ничего не нравилось на свете.
- Дай мне землю, -- говорит он богу.
- Нет, не дам, -- отвечает бог.
- Тогда дай хоть половину земли.
- Нет, не дам! – упорствует бог.
- Ну, хоть четверть земли, -- не отстает нечистый.
- Я же сказал тебе: не дам!
- Ну, хотя бы восьмушку земли, -- умоляет дьявол.
- Не дам! – грозно стоит на своем всевышний.
- Тогда дай земли малую малость, ровно столько, чтобы я мог приспособить в нее свою трость.
Надоело богу слушать и, чтобы отвязаться от дьявола он сказал:
- Возьми только не больше толщины своей трости.
Дьявол обрадовался и тут же начал сверлить тростью землю. Втыкал-втыкал, сколько было сил, и вытащил трость обратно. Оттуда шипя и извиваясь, вылезли змеи, большие и маленькие. От неожиданности бог вздрогнул, рассердился и хотел убить дьявола. Но он пустился бежать. Бог за ним вдогонку. Дьявол превратился в ведьму и, поднявшись на небо, схватился за луну, затмив ее собой. Тут он немного отдохнул, но бог догнал и ударил его колокольчиком. Ведьма удрала дальше.
Бог ненавидит дьявола, то и дело гоняет его. А дьявол, спасаясь, забирается на луну, отчего и бывает лунное затмение.
Говорят, что карагасы в старину, во время затмения луны, стреляли вверх, чтобы помочь луне вырваться из объятий дьявола-ведьмы" (записана Н.Ф. Катановым).
------------------------------------------

Легенда о шаманском бубне
"Шаманке однажды приснился сон, что ее бубен стал очень старым. Его нужно было обновить. Ей так же приснилось, что в таком-то месте ходят три зверя-изюбря. Проснувшись, она послала туда сына на охоту и сказала, чтобы он принес ей шкуру самого молодого изюбра. Сын убил изюбря. Был сшит новый бубен, который имел определенное количество граней. Пока бубен сох, его могли обновить. Все ходили и стучали по нему колотушкой" (записала  Л.В. Мельникова в 1984 г., ).
------------------------------------------

Легенда о каменной шаманке
"Вверх по реке Уде, на левом берегу есть большая речка Няндорма. Там солончаки, и на них водится много изюбря и всякого другого зверя. На этой речке когда-то кочевала одна шаманка с тремя детьми, юртой и оленями.
Однажды поднялся сильный холодный ветер. Он дул долго, разогнал и заморозил всех оленей. Тогда шаманка, захватив бубен и детей, побежала с гор в долину р. Уды.
Ветер был такой сильный, что шаманка растеряла своих детей. Все они попали на правый берег Няндормы и замерзли. По дороге шаманка уронила рукавицу и, наконец, сама замерзла на левом берегу Няндормы. Олени, дети, рукавица и шаманка превратились в камень. Они лежат и стоят там до сих пор. На шаманке надета старинная тофаларская шапка, каких теперь не носят, на боку висит огниво, а на спине бубен. Она ростом с юрту. Грудь у нее полная" (записал Б. Чудинов в 1929 г., а затем ).
------------------------------------------

Костырма
"В верховьях реки Костырмы, притоке Хана, есть маленькое озерко. В нем живет великий мастер Костырма. Он днем делает разные каменные фигурки, а ночью бросает их на дно реки Костырмы, протекающей рядом с озерком.
На место каждой взятой кем-либо фигурки Костырма кладет новую. Если кто пойдет около озера, Костырма сделает его фигурку, и ее можно найти на следующий день"  (записал Б. Чудинов в 1929 г.,  а затем ).
------------------------------------------


Легенда о приручении оленя 
"Один карагас ходил и искал, на чем бы поехать промышлять. Давно это было… У карагас и оленей тогда своих не было. Встретился ему человек.
- "Чего ищешь?"
- "Ищу, на чем бы ехать промышлять".
- "Иди на зеленый мыс на вершине Уды, там ходят два оленя. Белый и черный ходят. Белого я поймал – он смирный, а черного не поймал – дикий. Я белого пустил – мне не надо. Бери его, у тебя скот будет".Карагас пошел и поймал. От того белого оленя все карагасские олени пошли. С тех пор у нас олени завелись". (Записана профессором Петри (1925 г.) со слов карагаса А. Е. Тулаева в присутствии других стариков. Ключ Арсаной, р. Бирюса.)
------------------------------------------   
 
Притча о трех медведях
"Когда-то давно в тайге, на том самом месте, где сейчас стоят три тофаларских поселка, жили три медведя. Не поделили они своих угодий. Один медведь ушел на восток. Так появились китайцы. Другой пошел на запад. Стал белым человеком. Третий остался среди гор. От него пошел род тофов..." (Рассказала старая тофаларка)
  Культура
  Легенды
  Сказки о животных
  Волшебные сказки
  Песни
  Поэзия
  Проза
  Орнамент
  Календарь

"Сказание о просторе", Лениздат, 1988 г.
Шерхунаев Р.А. Сказки и сказочники Тофаларии. Кызыл. 1975 г.
Катанов Н.Ф. "Поездка к карагасам в 1880 году". Зап. Русского геогр. о-ва. Отдел этнографии. СПб., 1891. Т.17. Вып.2.
Известия Восточно-Сибирского отдела Императорского Русскаго Географическаго Общества. Том XX, №1, 1889 г. "Предварительныя сведения об экскурсии Д. А. Клеменца в Ачинский и Канский округа (Ачинск 22 сентября 1888 г.).
Чудинов Б. Путешествие по Карагасии. М.: Молодая гвардия. 1931 г.
Мельникова Л.В. Отчет о проведении полевых работ комплексной разведывательной экспедиции Иркутского государственного объединенного музея на территории Тофаларии (Нижнеудинский р-он) в 1984 г. Иркутск 1985 г.
Мельникова Л.В. "Тофы". Иркутск. 1994 г.
Журнал "Работница"  Статья "Их предком был медведь". 2003 г.

Рейтинг@Mail.ru

© 2005-2010  Оленный народ
On-line museum
of East Siberian native peoples
All Rights Reserved. Все права защищены

   Rambler's Top100

 

etnografia@list.ru